Reabilitatio
reputatio
восстановление
доброго имени (лат.)
Мария Магдалина... Пожалуй, после Девы Марии это самая известная женщина из Нового Завета. В течение многих столетий ее изображали где только возможно
- от средневековых фресок до современных фильмов и даже шлягеров. Однако, не каждая женщина позавидовала бы такой славе. Ведь даже в Оксфордском словаре слово «Магдалина» приводится в значении «раскаявшаяся блудница». И немногие знают, что сложившийся образ имеет мало общего с реальной женщиной из евангельских повествований.
Так кто же была эта Мария Магдалина, которой Иисус первой явился после Своей победы над смертью? Она упоминается в Новом Завете больше десяти раз. Ее имя происходит от названия города Магдала, который находился на юге Геннисаретской равнины.
Причиной того, что со времен средневековья Мария Магдалина считалась одной из самых недостойных женщин Нового Завета, было отождествление ее некоторыми богословами с безымянной грешницей, упомянутой в Евангелии от Луки. Дело в том, что первое упоминание о Марии Магдалине следует вскоре после рассказа об этой грешнице. Но на самом деле нет никаких реальных оснований отождествлять ее с Магдалиной. Фрэнк С. Мид в своей книге «Кто есть кто в Библии» говорит: «Мария Магдалина 1900 лет простояла у позорного столба, обливаемая грязью; но за это к позорному столбу надо было поставить нас самих. Эта Мария никогда не была блудницей; нигде нет указаний на то, что она была развратной женщиной. Единственное, о чем мы знаем
- это то, что она была больна нервной болезнью. И Иисус исцелил ее». Международная Библейская Энциклопедия утверждает: «Идентификация Марии Магдалины с грешницей, вне всяких сомнений, невозможна для того, кто внимательно следит за повествованием и не упускает деталей».
А из текста Библии можно заключить, что она была одной из влиятельных женщин города Магдалы, которая отказалась от высокого положения ради служения Иисусу, ибо испытывала к Нему огромную благодарность за исцеление.
Что означают упомянутые евангелистом Лукой «семь бесов», от которых Христос освободил Марию? Некоторые комментаторы считают, что речь здесь идет о каком-то нервном заболевании, другие
- что говорится о реальных злых духах, имеющих сверхъестественную природу.
Существует огромное количество свидетельств наших современников, в том числе психиатров и миссионеров о том, что они встречались со случаями одержимости бесами, и что этот феномен выглядит именно так, как он описан в Евангелиях. Но в любом случае, чем бы ни страдала Мария Магдалина, Христос исцелил ее, и она стала преданной и исполненной веры Его последовательницей, приобщилась к Его высокому учению и обрела настоящую духовную силу. Ведь мы знаем, что это она смогла первой заглянуть в открытую могилу Христа без страха и сомнений.
Иоанн, очевидец событий того воскресного утра, описывает их так, что мы словно сами видим сад за городом, и находящуюся в нем гробницу, куда пришла Мария вместе с другими женщинами, неся благовония, чтобы завершить бальзамирование тела своего Господа. Их беспокоило только одно: кто поможет откатать огромный камень, которым была закрыта гробница Иисуса.
Мария Магдалина, очевидно, шедшая впереди, увидела, что большой круглый камень отвален, вход в гробницу открыт и она пуста. Тело Иисуса исчезло. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его»… Это все, что она могла сказать пораженным Петру и Иоанну, а потом
- еще каким-то двум неизвестным в странных белых одеждах, спрашивавшим о причине ее слез. Все разошлись. Она плакала в одиночестве, не в силах уйти от могилы, где, казалось, вместе с жизнью Учителя заканчивалась и ее собственная... Плакала, вновь переживая страдания и смерть своего «Раввуни» и это непонятное исчезновение Его тела, которое хотела почтить ароматами.
Кто-то снова спросил ее: «Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь?» Наверное, это садовник… Может быть, он знает, куда исчезло тело? Возможно, слезы, застилавшие глаза, не давали ей ясно видеть в этот ранний час, а может быть, Его вид как-то изменился, но голос… Неужели она снова слышит этот голос, который узнала бы из тысяч других? Одно лишь слово: «Мария!»
- и она, воскликнув в радостном узнавании: «Раввуни!», кинулась Ему в ноги. «Не удерживай Меня, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и к Богу вашему». Прошло два тысячелетия, а богословы все еще спорят об этих таинственных словах. Может быть, любовь и горе Марии тронули сердце Господа, и Он, восходя к престолу Своего Отца, остановился, чтобы осушить слезы женщины, в безутешной скорби застывшей у гроба. И ее радость и вера были Ему ответом. Вера зарождается в сердце. Том самом сердце, которое для Бога дороже всех сокровищ мироздания. Так Мария Магдалина благодаря своей вере и любви стала первой свидетельницей воскресения.
Она прибегает к ученикам с ликованием: «Я видела Господа!» Вот оно
- торжество веры во всей ее драматической мощи. Ни одной женщине всех времен и народов не приходилось объявлять столь великое известие. Мария ушла от гробницы, оставив ненужные благовония, без сомнений и колебаний. Ушла, чтобы рассказать другим о чуде, доселе не виданном никем из живущих. Что ей людской оговор или чье-то неверие! Даже смерть не страшна тому, кто дышал воздухом того небывалого воскресного утра, когда мир родился заново.