Фашизм, крайний национализм или несколько слов о скрытом расизме.
Расизм, фашизм и крайний национализм - очень родственные понятия. Не потому, что оба заканчиваются на «изм», но потому, что почти всегда одно порождает другое. Не будем скрывать, что тема о воплощении некого идеала нации или рассы была присуща не только политике Гитлера, но и частично может быть обнаружена в поведении каждого из нас, так как расизм не обязательно выступает в роли идеологии рассового превосходства. Расизм, как выразился Роуэн Вильям - архиепископ Кентерберийский, есть прежде всего определенное отношение к другому человеку. Здесь мне вспоминается не то история, не то анекдот про русского, который заблудившись на Львовщине, спросил местного жителя: «Подскажите будь ласка, где остановка П’ятий Хутор». В ответ местный житель сказал ему: «Зупинка П’ятий Хутор наступна, але ти москалику, вже приїхав».
Мой первый опыт национальной неприязни я пережил на Балканах (хотя была еще поездка в Россию, где меня так прямо и называли – хохол, а мою страну Хохляндия). Тогда я был студентом семинариии в Хорватии и защищал свою магистерскую работу по вопросам современного христианства. Однажды, выходя из супермаркета, я увидел припаркованную Ладу. Достав свой фотоаппарат я решил сфотографировать этот, наверное самый популярный, российский автомобиль. Завидев меня, мужчина средних лет быстро направился в мою сторону. Подойдя вплотную, он спросил о причине моего хобби фотографировани. Без «задней» мысли я ответил ему: «я - русский (наверное зря, что я использовал тогда этот обобщающий многих славян термин, ведь по паспорту я украинец), вот русский автомобиль, у меня такой же марки на родине стоит в гараже». Что было потом трудно и передать... Поток матерных слов на хорватском языке, мягко говоря, полился в мою сторону. Взяв меня за рукав, хорват то и дело пытался вмазать мне по физиономии. Решив не отвечать злом на зло, захватом на захват (хотя в юности я и был чемпионом Киева по борьбе дзю-до), я попытался ретироваться. Неисправимый националист преследовал меня долго, поливая нехорошими словами, пока я не остановился возле первого полицейского. Как потом мне объяснили другие студенты, лучше умалчивать о своей национальности (или конкретно говорить, что являешься украинцем). В памяти многих хорват термин «русский» выступает синонимом для всех тех, кто поддерживал политику оккупантов, снабжая военной техникой и оружием сербскую армию (вспомните гражданскую войну в Хорватии 1991 – 1995 годов). Это знание, кстати, пригодилось мне и после, во время моей поездки в Азербайджан, там я уже представлялся прямо – «я - украинец». Русский для азербайджанца - не лучше армянина (помните кого поддерживал Горбачев в конфликте, который имел место в Нагорном Карабахе в 1991 – 1994 годах).
Расскажу еще одну историю. Случилось мне на днях побывать на Петровке (киевский рынок, «святое» место паломничества местных букинистов), искал книги по постмодернизму. Поднявшись рано утром и натянув на себя национальную футболку сборной Хорватии с надписю Hrvatska, я отправился за литературой. Проходя по рядам и потратив уже определённую сумму на искомое мною, я натолкнулся на одного неформального продавца. Вид его сразу же бросился мне в глаза: брюки цвета хаки, непонятный шарф, которым была обмотана его шея в тридцати градусную жару и огромные роговые очки (кстати сломанные по середине на переносице и перемотанные там же скотчем). Данный типаж, завидев меня тоже, как - то видоизменился. Внимательно рассмотрев мою футболку и прочитав что там написано, он задал мне вопрос на хорватском: «volish li Hrvatsku?» (любишь Ховатию?). На что я ответил «volim» (люблю). Сразу после этого, я спросил не смог бы ли он посоветвать книги, по изучаемой мною теме. Это вызвало недоумение в лице моего гида по миру мысли, и он с пренебрежением выпалил, что не помогает тем, кто любит Хорватию (стоит отдать должное, что я не услышал ненормативную лексику в мой адресс), хозяин лавочки развернулся и скрылся в толпе покупателей.
Как нам сегодня избежать этого ур – фашизма (вечного фашизма). Как не повторять снова этих рассистких лозунгов, которые направлены против инородцев? Ответ наверное в том, чтобы честно признать тот факт, что идеи национализма и фашизма очень глубоко проникли в наше сознание. Здесь уместно вспомнить слова итальянского писателя Умберто Эко из его статьи «Вечный фашизм»: «Вечный фашизм до сих пор около нас, иногда он ходит в штатском. Было бы так удобно для всех нас, если бы кто – нибудь вылез на мировую арену и сказал: «Хочу снова открыть Освенцим, хочу, чтобы черные рубашки снова замаршировали на парадах на итальянских площадях». Увы, в жизни так хорошо не бывает! Вечный фашизм может представать в самых невинных видах и формах». Расизм, по словам Уильямса, не откровенен, он глубоко спрятан в глубинах нашего сознания, откуда его необходимо вытаскивать на свет сложными психологическими методами.
Терпимость, понимание, толлерантность - вот чего не хватает многим из нас сегодня. Другими словами, нам стоит задуматься над тем, почему мы не можем «принять другого в его инаковости» (как выразился однажды кардинал католической церкви Уолтер Каспер). По словам Уильямса, «если ты хочешь изменить чужой обычай, не навязывай другому свою волю, не притязай на право решать за других, какими им быть и что им делать, лучше спроси себя: «Как мне завоевать доверие другого, чтобы помочь ему измениться – и измениться самому»».
Пусть сегодня нашим заданием станет непрекращающаяся борьба против этой «инфекции», которая так и норовит проникнуть в наше общество через каждого из нас, используя нашу же неприязнь к «другому», не такому как мы. Давайте помнить, что фашизм, а с ним и крайний национализм, будет всегда проигрывать. Причина же, по словам Эко, заключается в том, что для фашизма «нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы». Сегодня в меня вселяют надежду слова известного афроамериканского проповедника, выступавшего против расизма и трагически погибшем за идею равенства белых и черных, Мартина Лютера Кинга. В своей предсмертной речи (28 Августа 1963 года) он сказал: «У меня есть мечта, что настанет день, когда четверо моих детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи (можно добавить: языка, национальности), а по тому, что они собой представляют». Сегодня стоит верить, что проблема расизма, фашизма, а также крайнего национализма, в какой бы форме в наше время она не проявлялась, будет все таки побеждена.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Денисенко Анатолий,
Боярка, Украина
Денисенко Анатолий - Бакалавр Искусств, Магистр Богословия, преподаватель систематического богословия в Украинской Евангельской Семинарии Богословия. e-mail автора:anatoledenis@mail.ru
Прочитано 8758 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3,67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
100 % со всем согласен!
Автор мудрый парень!Предлагаю выдвинуть его лауреатом Нобелевской премии "За Мир во всём Мире".
Так держать,Анатолий.Хорошая статья.
Фашизм (итал. fascismo от fascio — пучок, связка, объединение) — политическая идеология диктаторского типа, представляющая государство как высшую ценность, а народ (нацию) — объединённой корпорацией людей, идея т. н. корпоративного государства. Возниклa на основе философско-политического учения, утверждающего приоритет интересов государства и нации над интересами личности. Зародился в Италии в 1920-е гг., оформился в трудах Бенито Муссолини. Получило распространение в странах Европы и Северной Америке. В Норвегии, Италии, Венгрии, Словакии, Хорватии и Румынии фашисты пришли к власти.
Фашизм — Идеология власти основанная на принципе превосходства одного или группы собственников по какому-либо признаку и их исключительного права на власть.
Фашизм и гомосексуализм
Писатель Максим Горький в своей статье 1934 года «Пролетарский гуманизм» заметил: «Уничтожьте гомосексуалистов — фашизм исчезнет». В то время как ортодоксальный марксизм описывал фашизм как очередную стадию развития капитализма, авторы левых взглядов предлагали психоаналитические теории, связывающие фашизм с гомосексуализмом. Такого рода теории можно найти в работах представителей Франкфуртской школы Теодора Адорно, Эриха Фромма и Макса Хоркхаймера, а также у Жана-Поля Сартра и Жака Лакана. Согласно историку Кэролин Дин, первыми, кто заговорил о связи между фашизмом и гомосексуализмом, были участники левого движения в Германии в межвоенные годы. Гарри Оостерхуис, писавший об антифашизме 1930-х годов, замечает, что «такие теоретики-социалисты как Вильгельм Райх стремились рассматривать гомосексуализм социо- и психологически как типично правое, националистическое, фашистское отклонение»
Денисенко Анатолий
2007-06-25 10:55:54
Beseder
Инна Радужная
2007-06-30 06:54:41
Хочу обратиться к Олегу, прошу прощения, что под Вашей статьёй, Анатолий. Хотя и не только к Олегу. Если внимательно изучать историю, то можно узнать, с кем советовался Бенито Муссолини и кто "придумал" фашизм.
А кроме истории. Фашизм "придумал" тот, в ком нет Бога и Света Божьего. Это же так просто!
Инна Радужная
2007-06-30 06:55:53
Хочу обратиться к Олегу, прошу прощения, что под Вашей статьёй, Анатолий. Хотя и не только к Олегу. Если внимательно изучать историю, то можно узнать, с кем советовался Бенито Муссолини и кто "придумал" фашизм.
А кроме истории. Фашизм "придумал" тот, в ком нет Бога и Света Божьего. Это же так просто!