2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13. кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Начальнику хора. Псалом Давида.
2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
Начало откровения псалма 18 - это чувство восторга от совершенства творения.
Действительно, какая грандиозная и славная картина!
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
Эта речь дневного проявления жизни, разнообразия и гармонии, представлена нам в положительном свете художественного восприятия и музыкой в душе .
Такая же, славная, в лунном и звёздном небе, но уже тихая, и во всех своих положительных качествах, предстаёт нам ночь.
Если день наполняет нас впечатлением, ночь приносит покой и наш мысленный взор уносит в неведомые дали.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
Четвёртый стих продолжает констатировать о масштабах распространяющейся жизни, напоминая о небесном её происхождении. Велики небеса в которых Бог поставил жилище солнцу.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
Далее мы видим образ жениха, выходящего из брачного чертога (атмосфера торжества), в радости, как исполин (сила и крепость) солнце проходит своё поприще – картина великолепия!
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
Седьмой стих указывает в этом великолепном поприще на совершенную добродетель – «ничто не укрыто от теплоты Его».
Этот божественный созидательный закон Господа совершенен. Он укрепляет душу, потому что отражает божественную мудрость и надёжность.
Здесь в простоте открывается то, что уподобившись Богу в созидательных и добродетельных путях, человек обретает веру в Его поддержку и благословение.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
На фоне божественного совершенства грех обличается резче и контрастней. И псалом говорит уже …о страхе Господнем!
Так же, как и следствие – о судах Господних, подразумевающих результат греха.
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
О судах говорится, как о сладком мёде и о золоте потому, что знание от Творца произвело и очищение в страхе Господнем (который «чист» - 10 стих)
и смирение - бодрствуя в судах Господних (12й стих).
А «смиренным дает Господь благодать» – мир и радость в Святом Духе (11й стих).
13. кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
Видно, как внимание в богопознании переносится глубже внутрь себя, и псалом переходит на исповедь и молитву .
От созерцания к созерцанию, от переживания к переживанию рождаются чувства, открывающие духовную мудрость, разнообразие и опыт духовной жизни.
Псалом 18 в миниатюре отражает путь и глубину откровения «через рассматривание творений».
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
В последнем, 15-м стихе содержится просьба к Богу принять благоугодными слова уст и помышление сердца. Здесь осознание своего человеческого несовершенства в предстоянии пред Богом.
В данном случае, осознание своего несовершенства и нечистоты (тайных погрешностей) отразилось молитвенной исповедью и просьбой принять молитву. И такое прозрение может достигнуть того предела, когда наступает безмолвная молитва.
Последняя фраза псалма подытоживает веру и любовь
– «Господи, твердыня моя и избавитель мой!».
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 11083 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
в 13,14,15 стихах несколько поверхностно толкование.. а там есть более глубокий смысл в обращении псалмопевца..почему то о грехе о самом главном не сказали?! Комментарий автора: Так напишите, в чем будет 'более глубокий смысл'? Я не посчитал сложным вопрос 'о тайных и умышленных грехах'. А вот то, что глубоко осознавая наличие сокрытых (неосознавеных) грехов приводит к тому, чтобы просить о богоугодности своих слов, и в этом дойти до безмолвной молитвы... ... А тем более знать на опыте и понимать всю эту психологию духовной жизни - вот это существенно и может кому-нибудь по настоящему помочь понять духовную жизнь.
Николай Погребняк
2011-09-18 10:26:24
Да, и Аминь! Псалмы невозможно воспринимать не эмоционально, как какое-то учение. И, думаю, Михаил истинно проникся переживаниями псалмопевца, как бы шел путем его Богопознания. Ибо Господь Бог открывает Себя всем возлюбившим Его и ищущим Его.
А с другой стороны, в духе каждого из нас Дух Божий задевает свои струны, как бы высвечивает внимание на какой-то стих, а иногда даже на слово, через которое открывает Свой мир.
Так, Дмитрия, судя по его комментарию, особо затронули в псалме слова молитвы об очищении от грехов тайных и явных.
Для меня, в этом псалме «особо высветились» слова: «Они (суды Божьи) вожделеннее золота … слаще меда». Как может быть, что суд Божий вдруг становится вожделеннее самого вожделенного на земле и приятнее самого приятного на земле? Ведь суд несет в себе вскрытие греха и наказание за грех?! И псалмопевец Давид дал мне (как бы лично мне) ответ на этот вопрос в следующих стихах (см. Пс.18:12-15).
Давид всем сердцем жаждал пребывать с Богом, общаться с Богом, но он видел, что грехи его разрушают это общение и ведут в вечную погибель. И, как больной, страдающий от боли и немощи, страдающий от смертельной болезни своей, жаждет горького лекарства приносящего исцеление, так и Давид жаждал горьких судов Божьих, приносящих ему очищение и избавление от грехов, тайных и явных. Да, Давид страдал от своей греховности. А тот, кто уже окаменел в своем жестокосердии, не может постичь того, как горький суд и позор вскрытия властвовавшего над твоей душой греха, может быть вожделеннее славы и похотей этого мира.
Мир Вам!