«Тщеславие нас всех подогревает.
Пока ж никто и не подозревает,
как мы полны тщеславием своим.
Давайте в скромных позах постоим».
/Булат Окуджава – поэт-бард/.
Что такое тщеславие? Тщеславие - слово происходит из двух слов: «тщета» – напрасно, даром и «слава». Тщеславие – буквально само слово уже выражает, собой глубокую суть переводится как тщетная, пустая, напрасная, слава. Стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Тщеславие – любовь к славе безосновательная, на пустом месте. Пустое высокомерие, кичливость - выражающий самомнения, заносчивое неоправданное высокомерие желание быть предметом славы, почитания. Непомерное тщеславие. Один из грехов христианской этики — «гордыня, надменность, звёздная болезнь», иногда несправедливо объединяемый с гордостью.
Это такое духовно испорченное состояние человека, когда он ждет от окружающих его родных и близких людей, чтобы они его за любой поступок хвалили. Такое состояние опасно тем, что, если с тщеславием не бороться, то оно может перерасти в болезнь, в манию, постоянное ожидание похвалы. При этом даже, если окружающие и будут замечать и выражать свою похвалу, то ее всегда будет мало. Отсюда у человека появляются обиды на окружающих, которые выливаются в раздражительность и далее в ссоры и конфликты. Тщеславный человек очень быстро превращается в скупого человека, который на всех всегда обижен и всегда всем недоволен. От такого человека люди всячески под любым предлогом отстраняются, потому что рядом с ним находиться просто невозможно: он всегда только жалуется на кого-нибудь. Раздутая пустота вокруг человека.
Тщеславие возникает у человека, который ещё находится в поиске самого себя. Оно возникает там, где нет внутреннего наполнения - т.е. духовная пустота. Заглушая зов сердца, человек подменяет смысл своей жизни тщеславием, временно заполняясь им. Не осознавая смысла и сути своей жизни, человек не воспринимает себя полноценно.
Тщеславие есть бесконечное желание человеческих похвал. Понятно, куда приводит подобное стремление - к человекоугождению. Человек хочет, чтобы его хвалили. Для того чтобы его хвалили, ему нужно быть тем, что люди считают хорошим. Люди же считают хорошим то, что им нравится. А нравится им то, чтобы их считали хорошими. И потому нет более, тщетного занятия, как удовлетворения тщеславия.
Но когда оно переходит разумные пределы, тщеславие становится злым пороком. Из доброй силы, направленной на созидание и полезную деятельность, оно становится инструментом зла, инструментом разрушения. Конфликты, порожденные столкновением гипертрофированных тщеславий - самые болезненные и трудноразрешимые. Зависть и ненависть, эти проявления раненного тщеславия, являются самыми разрушительными человеческими эмоциями - они угнетают и разрушают в первую очередь души тех, кто одержим ими. Тщеславие в состоянии уничтожить самые прекрасные человеческие отношения. Везде - в искусстве, науке или политике неуемное и жадное до славы и почестей тщеславие оставляет за собой пепелище, заменяя нормальное соревнование интригами и враждой, полезную деятельность - спекуляциями и демагогией, истину - ложью и борьбу идей - борьбой человеческих индивидов.
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
Тщеславный человек постоянно ходит в маске. Он играет придуманную им самим роль. В нём нет естественности, с ним не интересно общаться, так как всё общение у него строится напоказ. Понятие его собственного достоинства зависит от мнения толпы. Он, как правило, окружает себя теми, кто подпитывает его тщеславие, и избегает тех, кто открыто указывает ему на недостатки. Он искусственно создаёт себе удобный круг приближенных. Такой человек обычно вызывает недоумение и улыбку... «Тщеславные люди вызывают презрение мудрых, восторг у глупцов, являются идолами для паразитов и рабами собственных страстей» - /Ф.Бэкон-Англия - философ/.
Подверженный тщеславию может довольствоваться тем, что его боятся, ненавидят или смеются над ним - главное, обращенное на него внимание. Тщеславие проявляется в работе «на публику», при этом человек может думать, что он заботится о «сохранении лица»; в ограничении общения теми, кто оценивает его достоинства. Тщеславный старается общаться с людьми с пороками, противоположных его добродетелям: так, если он смелый, старается окружать себя трусами, - чтобы они больше ценили его достоинства; использует других, как собственный пьедестал, но и сам зависит от окружения. Признаки тщеславия: нетерпимость к упрекам, повышенное внимание к похвалам, оценка своих действий с точки зрения мнения других, постоянный взгляд на себя со стороны.
Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди. Он боится быть отвергнутым и готов купить одобрение любой ценой. Человек наполняется похвалой окружающих и всячески начинает требовать уважения от других.
Тщеславие в разной мере свойственно всем людям. Ловушки тщеславия могут ожидать каждого. Это как непредвиденный жизненный экзамен: пройдёшь или не пройдёшь сквозь тщеславие? На жизненном пути каждого человека существуют такие этапы. Во время жизненных неудач, в моменты сильной неуверенности часто человек защищается напускной важностью - тщеславием, чтобы в глазах других выглядеть «не хуже всех». Также на пике удачного сложения обстоятельств каждого ожидает такое сладостное и ослепляющее испытание тщеславием: «Я не хуже других!».
Страсть тщеславия очень страшна, потому что она как гниль, как ржа, как плесень паразитирует на всех добродетелях человеческих. В череде благочестивых помыслов обычно всегда идет обязательно и тщеславный помысел. Подчеркивая: обычно всегда. Если вы не обращали на это внимания, значит, были пока невнимательны. Этот тщеславный помысел всегда идет от дьявола. Дьявол хочет, чтобы мы потеряли то доброе дело, которое собираемся сделать. Жертвуем ли мы на храм, шьем ли мы облачение, пишем ли мы иконы, поем ли мы в хоре, проповедуем, подаем ли милостыню, — он посылает тщеславный помысел.
Чаще всего тщеславие у нас с вами проявляется, когда мы смотрим с негодованием на других — на своих ближних, своих домашних или сослуживцев. Когда негодуем, «что ближний наш не пошел в церковь, пропустил собрание, злимся и обижаемся на родителей, мужей, жен или детей. Как они не понимают, что надо ходить в церковь? Вот я-то понимаю, почему же они не понимает?».
Множество мирских профессий основано исключительно на тщеславии, на превозношении одних над другими. В мире господствует дух превосходства, дух гордости житейской. Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других, тесно связано с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Итак, тщеславие есть грех и не малый. Тщеславный человек духовно не развивается, у него хвастовство и борьба за свой авторитет безумно развиты. Он боится самого малого поклепа в свой адрес, даже подозрения, что его в чем-то худом заметили. Он умирает за свою славу, за свою честь; друзей настоящих он не имеет, потому что у него дух соревнования, даже когда они вдвоем останутся. «Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга» - /Ф.Честерфилд-Англия, писатель/.
«Тщеславие – страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих» - /В.Гюго/. Сразу вспоминается фраза из произведения К. Джерома «О суете и тщеславии»: «Тщеславие - вот истинная сила, движущая колесницу человечества, и не что иное, как лесть, смазывает бегущие колёса».
Об этом психолог, специалист по системной терапии и семейным расстановкам Ж. Куркова: «Тщеславие - мой самый любимый из грехов», - сказал персонаж Аль Пачино в фильме «Адвокат дьявола». Действие, оказываемое гордостью и тщеславием на их неверие. Как вы можете веровать, когда вы так привязаны к мирской славе? Затруднение с уверованием возникают в нас самих, в нашей испорченности; мы сами усложняем себе задачу, а потом жалуемся на то, что она неисполнима.
Амбиции и жажда мирской славы являются великим препятствием для веры во Христа. Как могут веровать те, кто делает своим богом славу и похвалу от людей. На чём основывался этот страх – они возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью, избрали её как более ценное благо и погнались за ней как более желанной целью; это было скрытой формой идолопоклонства, подобно поклонению и служение твари вместо Творца. Положив, то и другое на чашу весов и взвесив их, они действовали соответственным образом. На одну чашу весов они положили славу человеческую, предоставив себе, насколько хорошо воздавать славу человекам, считаться с мнением фарисеев и принимать славу от человеков, заслужить похвалу первосвященников и одобрение народа и прослыть добрыми сынами церкви. Они не хотели исповедовать, Христа открыто, чтобы тем самым не задеть репутацию фарисеев и не навредить собственной репутации и, таким образом, не помешать своему продвижению по службе.
Любовь к славе человеческой как побочная цель в добрых делах превращает человека в лицемера, когда религия входит в моду и появляется возможность сделать себе доброе имя посредством её. И та же самая любовь к славе человеческой как первопричина злодеяний делает человека отступником, когда религия оказывается отступником, когда религия оказывается в поругании и доброе имя теряется из-за неё.
«Вы по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» - /Иак.4.16/. Оно безрассудно и пагубна. Хвалиться своим честолюбивыми замыслами, вместо того чтобы смиренно исполнять свои обязанности, - есть большое зло, когда пастырь ничего не хочет слушать, только хвалу в свой адрес. Начало гордости — корень тщеславия; средина — уничижение ближнего.
Не будем тщеславиться, друг друга, раздражать, друг другу завидовать» - /Гал.5.26/. «Теперь же он, апостол Павел, - предлагает нам средство, содействующее, а именно: избегать тщеславия, т.е. недостойного домогательства похвалы и одобрения от людей. Потому что если эта страсть овладеет нами, то обязательно приведёт нас к взаимному раздражению и зависти друг другу. Когда эти тщеславные амбиции преобладают среди христиан, они склоны унижать и призирать тех, кого считают ниже себя, раздражаться, если им отказывают в уважении, на которое они претендуют, и завидовать тем, кто затмевает их славу. Таким образом, закладывается основание для разногласия и ссор, несовместимых с той любовью, какую христиане должны сохранять между собой, и наносящих вред интересам и чести Евангелию. Поэтому апостол хотел бы, чтобы мы всячески остерегались этого. Слава, приходящая от человека, есть тщеславие, тщета, пустая слава, и мы должны умереть для этой славы, а не стремиться к ней. Чрезмерная забота о человеческом одобрении – хорошая почва для раздоров и распрей, существующих среди христиан.
«Это какая-то моральная болезнь вроде проказы, — она не разрушает одной части, но уродует все, — она понемногу и незаметно закрадывается и потом развивается во всем организме; нет ни одного проявления, которое бы она не заразила, — она как венерическая: ежели изгоняется из одной части, с большей силой проявляется в другой. Тщеславный человек не знает ни истинной радости, ни горя, ни любви, ни страху, ни отчаяния, ни ненависти — все неестественно, насильственно. Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнениях других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим. Эта страсть чрезвычайно развита в наш век, над ней смеются; но ее не осуждают; потому что она не вредна для других, а для себя. Но зато для человека, одержимого ей, она хуже всех других страстей — она отравляет все существование. Исключительная черта этой страсти, общая проказе, есть чрезвычайная прилипчивость. Мне кажется, однако, что, рассуждая об этом, говорит Л.Толстой, - я открыл источник этой страсти — это любовь к славе».
Если вы хотите завоевать любовь и уважение в этом мире - льстите людям. Льстите высшим и низшим, богатым и бедным, глупым и умным, и тогда у вас все пойдет как по маслу. Хвалите у одного человека добродетели, у другого - пороки. Восхваляйте каждого за все качества, какие у него есть, но в особенности за те, которых у него нет и в помине. Восторгайтесь красотой урода, остроумием дурака, воспитанностью грубияна, и вас будут превозносить до небес за светлый ум и тонкий вкус. Вот почему не стоит огульно осуждать тщеславие. Лучше употребить его на благо общества. Ведь и честь - не что иное, как высшая форма тщеславия. Не только у франтов и щеголих встречаем мы инстинкт самолюбования. Есть тщеславие павлина, и есть тщеславие орла. Снобы тщеславны. Но ведь тщеславны и герои.
Другой оборот тщеславия. Говорит Джером К.Джером, английский писатель, - «Пойдем, вперед сомкнутыми рядами и будем, помогать, друг другу растить свое тщеславие. Но будем хвалиться не модными брюками и прическами, а честными сердцами, умелыми руками, правдивостью, нравственной чистотой и благородством. Будем настолько тщеславны, чтобы никогда не унизиться до мелкого, подлого поступка. Настолько тщеславны, чтобы вытравить в себе мещанский эгоизм и тупую зависть.
Настолько тщеславны: чтобы никогда не произнести жестокого слова, никогда не совершить жестокого поступка. Пусть гордится каждый, кто сохранит стойкость и прямоту благородного человека даже в окружении негодяев. И да заслужим мы право гордиться чистыми мыслями, великими свершениями и жизнью, полной высокого смысла!».
«Чем свободнее человек от угождения людям, от тщеславия, тем легче ему служить Богу и наоборот» - /Л.Толстой/.
P.S.:
Обед у медведя (по И.Крылову)
Пастырь медведь обед давал в церкви:
И созвал не одну родню свою, медведей,
Но и других зверей - льстивых соседей,
Кто только на глаза и в мысль ему попал.
Поминки ль были то, рожденье ль, именины,
Но только праздник тот принес медведю честь,
И было у него попить, что и поесть.
Какое кушанье! Какой десерт и сок!
Пастырь медведь приметил сам,
Что гости веселы, праздником довольны;
А чтобы угодить и более друзьям, братьям
Он тосты затевал и песни пел застольные.
Потом, как со стола уж начали сбирать,
Пустился говорить и петь.
Лиса в ладоши хлоп: «Ай, Миша-пастырь, как приятен!
Как ловок в словах он! как легок, мил и статен!»
Но волк, сидевший рядом с ней,
Ворчал ей на ухо: «Ты врёшь, кума, ей - ей!
Откуда у тебя такая блажь берется?
Ну, что тут ловкого? как ступа он толчётся».
«Вздор сам ты мелешь, кум!», - лиса на то в ответ, -
Не видишь, что хвалю словоблуда за обед?
А если похвала в нем гордости прибавит,
То, может быть, он нас и ужинать оставит».
Источники: Библия. «Толковый словарь русского языка Ушакова». - Л.Толстой – «Об истине, жизни и поведении». Мэтью Генри – английский толкователь Библии /1662-1714/ «Толкование на книги Нового Завета».
Иоанн Лествичник /умер между 650 и 680/, религиозный византийский писатель. Его сочинение «Лествица, возводящая к небесам». Ефрем Сирин – подвижник 300? – 399 г. «Добротолюбие». «Развитие духовности, культуры и науки». Иоанн Кассиан духовный писатель-подвижник. Священник Пётр Машковский. Д.Писарев /1840—1868/ — знаменитый публицист и литературный критик.
|