Характерные черты Ветхого и Нового Заветов
В Евр.1,1.2 сам Дух Святой разделил Библию на две части. Вы скажете: «Ничего нового, Ветхий и Новый Заветы, конечно!» – Да, но Евр.1 проводит другое разделение:
1) обращение в древности к отцам «в пророках», и
2) обращение к нам «в Сыне».
К отцам – это Ветхий Завет. Он был завершен пророками. Не то, чтобы он рассматривал исключительно будущие вещи. Пророк должен был говорить слово Господа, а это слово не ограничивалось будущим. Тем не менее, Ветхий Завет является обращением Бога через пророков. Новый Завет – это обращение посредством (через) Сына. И поразительно, что большая часть Нового Завета имеет характер, которого мы не находим в Ветхом Завете, а именно, послания. В Ветхом Завете мы не знаем книги Библии, состоящей из послания, тогда как это поистине является характерной чертой Нового Завета. С другой стороны, в Новом Завете нет пророчеств, характерной черты Ветхого Завета. Ситуация приблизительно следующая:
1) Ветхий Завет: обращение через пророков, многие пророчества.
2) Новый Завет: обращение посредством Сына, многие послания.
Эти вещи совсем не случайны, но предназначены и вдохновлены Святым Духом и, несомненно, имеют свое значение. Для хорошего понимания Откровения, согласно намерению Духа, мы должны не терять этого из виду, поскольку Откровение – действительно единственная книга Нового Завета, четко названная пророчеством. Пророчество было характерной чертой Ветхого Завета. Но последняя книга Нового Завета является пророчеством. Это действительно замечательно! Это похоже на возвращение Бога к предыдущему способу его обращения, через пророков. Почему так?
Смесь старого и нового
Бог говорил нам в Сыне. И Он, очевидно, делал это большей частью в посланиях. Но Откровение четко названо пророчеством. И при чтении этой книги мы ясно распознаем пророческий характер, напоминающий нам о пророческих писаниях Ветхого Завета.
Тем не менее, книга содержит семь посланий, предшествующих остальной пророческой части книги. Является ли это смесью (перемешиванием)?
В определенном смысле – да.
Семь посланий адресованы семи церквам и рассматривают эти церкви. Мы находим их в главах 2 и 3. В главах 4–22 мы больше не находим ни слова о Собрании (Церкви), и оно больше не является темой. Нам даны пророчества судов, которые обрушатся на землю и ее обитателей, – Израиль и народы.
Темой семи посланий, так же как и других посланий Нового Завета, является Собрание (Церковь). Тема же остальной части книги: земля, Израиль, народы, суды, пришествие Господа и Его царство, – вещи, которые мы также находим в пророчествах Ветхого Завета. Мы можем сказать: «После обращения в Деяниях и посланиях к Собранию (Церкви) и сообщения о вещах, касающихся его, Дух в Откровении возвращается к темам, которые были предметами ветхозаветных пророчеств; а, следовательно, возвращается также и к своему способу сообщения о тех вещах, – а именно, к пророчеству». Но в этом пророчестве, Откровении, действительно говорящем о вещах, упомянутых пророками, мы находим первую часть, говорящую о Собрании (Церкви) на земле. Следовательно, эта часть состоит из семи посланий церквам – образ сообщения в Новом Завете. Однако мы никогда не должны забывать, что вся книга является пророчеством (см. гл.1,3), и потому эти семь посланий имеют пророческий характер.
Между тем, читателя может поразить то, что мы провели разницу между обращением Господа в прошедшие времена и обращением к Собранию (Церкви). Возможно, кто-то скажет, что существует разница между обращением посредством пророков и обращением через Сына, но что это не значит, что Бог не говорил к Собранию (Церкви) через тех пророков, будучи убежден, что Собрание (Церковь) всегда существовало и что отцы, упомянутые в Евр.1,1, принадлежали к Собранию того времени.
|