«Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья!» - /А.Пушкин/. «Спокойствие! Только, спокойствие» - /М/ф. «Карлсон, который живёт на, крыше»/.
Скажу к этой статье словами, что говорит М.Монтень: «Я здесь собрал, только чужие цветы, а от меня самого – лишь нитка, которой они связаны».
«Спокойствие» (лат. Aequitas) — аллегорическая фигура, олицетворяющая одну из добродетелей (см. «Добродетели и пороки»). Её представляли в образе древнегреческой богини Афины, или римской Минервы, либо воина, символизирующего безопасность (лат. Securitas), спокойствие, хладнокровие, сдержанность. Поэтому подобные изображения иногда сопровождает девиз: «Moderatio» (лат. «Самообладание»), что связано с представлениями о «Добром правлении» (см. «Мир, миролюбие»).
Человек, отличающийся способностью сохранять спокойствие, самообладание при любых обстоятельствах. Человек выдержанный, сдержанный, невозмутимый. «Спокойствие – покой, отсутствие волнение, шума. Уравновешенное, спокойное состояние духа» - /Словарь Ожегова/.
Спокойствие – это величайшее проявление силы. Деятельным быть легко. Отпусти поводья, и лошадь понесёт. На это способен каждый, но силён только тот, кто может остановить скачущих коней. На что требуется больше силы: на то, чтобы отпустить или удержать? Спокоен не тот, кто неповоротлив. Спокоен тот, кто способен сдерживать душевные порывы. Деятельность – это проявление внешней силы, спокойствие – внутренней»- /Свами Вивекананды/.
Спокойствие – это умение сохранять ясность ума и трезвость рассудка при любых внешних обстоятельствах. Это готовность всегда действовать рационально, опираясь на логические выводы, а не на эмоциональный всплеск. Рассмотрим: когда братьев Иосифа привели, обвиняя в краже, они оправдывались /Быт.43.18-23/. Начальник сказал: «Будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад». Как пишет М.Генри, спокойствие в том, что вам не причинят вреда, ищите Божественного провидения. «И скажи ему: наблюдай, и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твоё» - /Ис.7.4/.
«Возможно ли спокойствие внутреннее и спокойствие внешнее?» – как говорит испанский философ Хорхе Анхель Ливрага. Возможно ли? На такой вопрос, очень трудно и легко ответить. И каждый на него по разному ответить, для кого «да», а для кого-то, «нет». А, действительно возможно ли в наше время, спокойствие – покой!? И дальше рассуждает: «Мы живем в мире с высоко развитой системой коммуникации, но и со своими сложными, иногда неразрешимыми проблемами. Одного этого достаточно, чтобы объяснить, почему у многих людей уже нормой стала сильная внутренняя тревога и напряженность, проявляющаяся также и во внешнем мире». Проблемы, проблемы, проблемы. Привыкли мы их решать… кто как. Кто спокойно, уверенно, неторопливо, а кто сгоряча нарубать – и в кусты потом! Или не в кусты, но корит себя. Иногда всю жизнь.
А как сохранить спокойствие, когда вокруг творится такое! Куда не зайди: то тебя ни за что обругают, то пошлют куда подальше – сыграют как с футбольным мячом. Оказывается человек как мячик, любят вышестоящие играть с человеком как с мячиком. Как в таких ситуациях иметь самообладание?
«Но иногда, ища выхода из сложившейся ситуации, человек мечется из одной стороны в другую, где старается найти немного душевного спокойствия. Так это спокойствие он пытается получить при помощи спиртного, табака, каких-то наркотических препаратов, которые на некоторое время отвлекут его от насущных проблем. Но всегда ли такое временное отвлечение от проблем позволит ему обрести спокойствие? И что будет, когда очнётся от такого наркотического транса? Несомненно, большой вред спиртного, табака и наркотиков известен каждому из нас и, чтобы обрести спокойствие подобными средствами человек больше наносит вред своему организму, а при чрезмерном употреблении спиртного он уже не сможет контролировать свою речь и поведение, что порой приводит к печальным последствиям.
Итак, из сказанного выше получаем, что человек, как при наличии проблем, так и при их отсутствии всегда стремится к обретению спокойствия, которое даст ему шанс построить благополучную жизнь. Но превратностей судьбы никому ещё не удалось избежать, а значит после «временного покоя» человека ожидают новые проблемы и жизненные препятствия. Иногда для обретения покоя человек обращается к какой-то сверхъестественной силе, которая вдохновила и поддержала бы в трудную минуту. Такое обращение к этой силе указывает на наличие в человеке души, у которой из-за жизненных постоянных невзгод и неудач человека появляется больше потребностей, чем в извлечении какой-то материальной выгоды. В погоне за материальным достатком из-за отсутствия душевного спокойствия человек теряет некоторые человеческие ценности, которые могли бы придать его жизни определённый смысл. Также потребность в помощи и поддержке не обходила стороной некоторые периоды жизни. Впрочем, обретение спокойствия всегда занимало, человеческие умы и почти во все периоды истории учёные старались, искать не только эликсиры жизни и молодости, но и эликсиры спокойствия, которое позволило бы им более рассудительно относиться к разрешению важных глобальных человеческих вопросов.
Тут получаем, что человек везде и всегда испытывал недостаток в покое, который он восполнял употреблением алкоголя и других вредных здоровью средств. Для разрешения этой проблемы Коран предлагает особое средство, с которым, пожалуй, многие люди незнакомы или же стараются пренебрегать им. Коран говорит: «о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца» - /Гром, 28/. А в христианстве обращение к Богу Иисусу Христу. Без сомнения, спокойствие в жизни человека почти всегда ассоциировалось с построением красивой благополучной жизни. Иногда эта красота имеет материальный оттенок, где человек старается украсить не только себя, но и свой материальный быт. Это связано с построением красивых домов, зданий, покупкой дорогих вещей, материальным удовлетворением и т.д. Такой достаток не может обеспечить человеку полного спокойствия»- /Нравственность в Исламе/.
«Итак, когда нет спокойствия, то явно, что нет смирения. Ежели мы исполняем, по-видимому, долг христиан. Ходим в храм, (церковь), читаем книги и другие обязанности исполняем, и при всем том увлекаемся в высокоумие и высоком мнение о себе, то уже нельзя ожидать мира и спокойствия; но при всем оном исполнении благого надо быть смиренным и нищим духом, тогда спокойствие водворится» - /схимник Макарий/.
«Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам» - /Даниель Дефо/
«Есть два вида спокойствия: спокойствие деревянного чурбана и спокойствие туго натянутой струны, готовой зазвучать, или сильно натянутой тетивы лука, готовой послать стрелу света. О спокойствии напряжения всегда говорилось. Именно спокойствие напряжения будет венцом духа. Пусть все ваши тревоги и беспокойства увенчивает купол этого напряженного спокойствия. Спокойствие – великая сила, собирающая все дотоль разрозненные и мятущиеся энергии в один фокус, в одну точку, по принципу тарана, и готовую для концентрированного мощного действия. Спокойствие обуславливается умением владеть собою, своими чувствами. Человек, не управляющий своими чувствами и эмоциями, слабее человека, их сдерживающего, ибо вследствие этого он подчиняется сдержанной силе последнего» - /Центр «Золотой Лотос» Н.Рериха/.
Как говорит Софи Лорен: «Парадоксально, но факт: чем больше вы жаждете спокойствия, тем быстрее оно ускользает от вас. Все искусственные попытки стать, спокойной обречены на провал. Спокойствие во многом зависит от умения получать удовольствие от маленьких радостей и удовлетворение от достижения любой цели. А вы думали, что и в самом деле есть некая загадка, разгадав которую, вы станете счастливой без труда? Лично мне общение с семьей, особенно с детьми, дарит глубокое внутреннее спокойствие. Моя работа доставляет мне много радости, но вовсе не из-за блеска и славы, а тогда, когда я достигаю поставленной цели».
«Очень важно сохранять спокойствие души даже тогда, когда человеческими глазами и понятиями - спокойствие невозможно. Истинное спокойствие души основывается на вере в Бога, на уповании и доверии» - /пастор Ли/. «Сблизься же с Ним, и будешь спокоен; чрез это придёт к тебе добро» - /Иов.22.21/.
«Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво»-/Деян.19.36/. Мэтью Генри рассуждает так: «Очень даже хорошее правило поведения в личной и общественной жизни: не торопиться в своих действиях, действовать не опрометчиво, а обдуманно, по зрелому размышлению, не горячится самим и не возбуждать своих ближних, но всегда быть спокойными и сдержанными, ставя во главу угла рассудительность и усмиряя страсти. Подобные речи должны быть у нас наготове. Чтобы ими мы могли призывать себя и других к миру в те моменты, когда сами мы или окружающие нас люди, позволяющие себе распускаться, «…надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво»-/Деян.19.36/, не делать в спешке того, о чём по зрелом размышлении можно пожалеть.
«Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца её иссушит»-/М.Лермонтов/.
«Во времена больших трудностей и больших ожиданий мы поступаем мудро, если сохраняем дух спокойным, молчаливым и уравновешенным, ибо тогда пребываем в наилучшей форме, как для выполнения своей собственной работы, так и для смотрения на действования Божие.
«Люди с великой и прекрасной душой всегда спокойны и довольны; люди, ничтожные духом, все недовольны и печальны» - /Маньчжурская пословица/. «Сила их – сидеть спокойно»-/Ис.30.7/. Так и благочестивый муж верою и молитвой отдаёт свои заботы Богу, спокойно спит и отдыхает ночью и днём, отдав все свои дела в Его руки, чтобы Тот совершал всё для него и готовил исполнить Его святую волю»-/Мэтью Генри/. «Хотите быть спокойны и сильны – утверждайте в себе веру» - /Л.Толстой/. «И будешь, спокоен, ибо есть надежда; ты ограждён, и можешь спать безопасно» - /Иов 11.18/.
Источники: Библия. «Словарь изобразительного искусства». Мэтью Генри – Английский толкователь Библии 1662-1714. Коран.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности