Господь открыл, что показавшийся растянутым текст прп. Каллиста Катафигиота “о времени молчать и времени говорить” оказался весьма благодатен и благодатью продиктован. В этом откровении Господь показал, что этот текст меня “напоил благодатью”.
И после этого Господь ответил на недавно возникший у меня вопрос “о живой воде, после которой никто не будет жаждать вовек - вода, которая течёт в жизнь вечную” - которую может дать Господь Иисус и говорил об этом Самарянке.
Меня удивило, что не знаю этого простого общего проистечения благодати, хотя по опыту знаю хорошо что такое благодать Святого Духа, и не раз приводил толкования. В том числе, с откровением Слова.
А это слово Свщ.Писания так и не вспомнил, открывалось ли или нет.
Теперь, когда открылось - когда “напоило благодатью” слово прп. Каллиста, я начал вспоминать подобные случаи своих откровений, пришедшие из Добротолюбия и Писания. Ведь, дело то в том, что слово в Свщ. Писании бывает разным, и переживания Святого Духа, соответственно, бывает очень разным по динамике, окраске переживания, в духовном переживании образа, по открывающемуся смыслу. И поэтому мне хотелось понять специфику и действие именно этого благодатного откровения.
Ответ то, будто, пришёл сразу, что это благодать “откровения слова Божьего”.
Но опять же, Слово разное, и даже то, отчего я пил у прп. Каллиста - разное, содержало в себе истину “безмолвия”, истину “времени говорить”, и в целом, это назидательное слово.
Хорошо, думаю, наверное, это бесцветное переживание благодати духовного слова.
Но для ясности этого мало, и нужно теперь найти подобное переживание в других своих откровениях. Похоже оно, действительно, по внутренним ощущениям, на умеренное течение воды, в которой имеется такое же животворящее действие, как в обычном Духе жизни.
В общем, таким это переживание и остаётся. Но остаётся тогда, когда нет более сильных (и другого образа) переживаний Святого Духа, в которых животворное действие Духа приобретает иной образ.
Кстати, в Евангелие есть образ “полноты Духа жизни”, который открывается Духом, именно, как “полнота”. Это грандиозное переживание Святого Духа, где, даже, благоговение (переживание святости Божьей) остаётся на уровне “тихого веяния ветра”. Переживание Жизни мощное, но никакого света или свечения при этом не было.
Речь идёт об эпизоде, где Иисус перед вознесением благословлял учеников, подняв две руки вверх. Он их благословил полнотой Жизни.
В Библии есть переживания “реки жизни” в полноте благодати и тихого течения, и есть “река жизни с быстрым течением”. Такие переживания и откровения Святого Духа распространены, могут быть просто в духе, и могут соответствовать многим местам Писания, есть в Псалмах и в Книге Екклесиаста. Седьмая, восьмая, главы Екклесиаста, например, переходят в динамичный и скоростной дух премудрости, отчеканивая имеющиеся там притчи-заповеди.
“Живая вода Спасителя, которая станет источником, текущим в жизнь вечную” - это как бы достаточный минимум животворящей благодати Святого Духа. Эта благодать действительно похожа на умеренное течение внутри живой реки.
И есть здесь своя специфика. Нельзя сказать, что эта благодать реализует роль “насущного хлеба” настолько, как стандартное благоговение. Благоговение - это, конечно, также, животворящий дух, но где больше переживания любви, благодарности и страха Господнего. Страх Господень - это дух покаяния, дух пробуждения и дух реакции на злое.
Специфика “живой воды - живой реки” связана с откровением слова Божьего.
Даже в обычном общении людей есть изречение: “поговорил (с добрым или мудрым человеком) - как воды напился”.
Но чтобы открывалось слово Божье, необходимо уже быть в духе.
Необходимо ощущать в себе источник духа и освежающее или бодрящее “тихое веяние ветра”. Иными словами, пребывание в духе - это способность, в которой открывается Свщ.Писание.
Но также, эта способность распространяется на всё, что связано с духовным познанием или самой духовной жизнью. Это любовь к Церкви Христовой, к христианам, ко всему, что связано с Богом и духовными добродетелями, с нравственной жизнью. От всего этого можно “пить”.
Ибо “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов” (Иак.1:17).
Например, накануне, в сети я видел такой комментарий: “Богу не свечи и не записки нужны. Он ждет от нас искренней покаянной или благодарственной молитвы”. И от этого испил благодати духа.
Итак, дух делает человека более чутким к добру и другим людям, более внимательным к любому источнику мудрости и духовности, ибо в духе самом имеется залог этого.
Поэтому дух, также, определяет истинность и полноту христианского учения. И для него очевидно, что главный, самый богатый, самый глубокий, высокий и благословенный источник - это Сам Господь Иисус.
Познаётся Господь Иисус, Его слово и дела, в Евангелиях. И дополнительно истолковывается в Посланиях Апостолов.
Евангелие - самый доступный и не менее великий свет познания, чем, например, Откровение Иоанна или созерцания и видения Святых.
Что касается созерцаний и видений Святых, только исходя из такого опыта, можно нечто сказать о богопознании. Ибо учение, например, о самодвижной молитве - во многом, антология индивидуального опыта, а учение о Фаворском свете - во многом, философское рассуждение.
Евангелие - основной источник благодати и духовный хлеб. Тем более, если мы говорим о познании Христа. Если Христос, Которого познаём по Евангелию, не может коснуться чьего-то сердца, то что может коснуться ещё?
И не только касается сердца Евангелие, но всё больше раскрывается в нём святость и величие Спасителя, всё большим откровением становится Его слово, производящее не только духовный рост, но и дающее спасительную силу.
Например, Иисус сказал ученикам, что не они Его избрали, а Он их. Так и Бог открывается Сам человеку, и часто, где человек Его не ждал. Если так бывает, то, несомненно, имеем твёрдое упование, когда стали верующими.
Также, доброе произволение на пути к Богу, производит Бог в нас. Ибо “мы в Нём” не духовно ещё, но в смысле Промысла о нас.
Или взять слова: “в мире будете иметь скорбь, а во Мне мир”. Неужели такое не происходит с христианином, и он не возвращается к Евангелию, и снова, и снова убеждается в истине Евангельской, укрепляется верою, получает откровение слова Божьего и преображается от образа Христа.
Истинная икона Христа - это Евангелие. Говорят о богословии иконы, как бы в оправдание икон, но какое там богословие по сравнению со Священным Писанием?! Икона - изображение лика святых, святыня, символ почитания.
Через Евангелие и Послания Апостолов душа развивается всесторонне, постигая свободу и свет в добродетелях, укрепляясь верою, обретая мудрость и познание в любви истины жизни. (В любви приходит понимание, что в этом и есть смысл жизни для человека, и в этом настоящая жизнь).
Конечно, кроме Евангелия и Посланий, вся Библия - бесценный дар Бога, как и предание Святых отцов. Это как полнота даров.
На самом деле, любовь к Свщ.Писанию имеет разный диапазон. И у кого диапазон жажды Слова шире, тот имеет большее благословение и больший духовный дар.
Например, когда-то мне Господь дал некоторый такой дар, когда открыл слово Мф.13:52: “всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое”.
То есть, “новое” - открытое Святым Духом, и “старое” - слово, записанное в Свщ. Писании, подтверждающее. Также, это о знании Свщ.Писания в откровении Святого Духа.
Перед этим Иисус ученикам показал это, изъясняя, что “жнецы” по притче суть Ангелы, и т.д., и переспросил, “поняли ли они всё это”?
Толкование: “Новый Завет и Ветхий Завет” - тоже верное.
То есть, открыв это слово Писания, Господь открыл, также, что дал некоторый дар в знании Слова. “Некоторый” дар - потому, что у меня не было тогда большого интереса к Ветхому Завету. Хотя знаю и понимаю, какой это кладезь духовного знания.
Что касается Иисусовой молитвы, умного и созерцательного делания, для этого, также, необходим некоторый дар - дар искреннего желания знать Бога на основе радости - что Он есть; внимательный рассудительный ум, понимающий, на какие духовные предметы ориентироваться, различающий духовные приоритеты; сердце с задатком духовного чувства.
Можно быть не свободным от каких-то страстей, главное не обманывать самого себя. Но не факт...
Взять тот же самый вопрос, как познаём Христа? Скажем - через Евангелие... в Причастии... через Иисусову молитву.
И прежде читаем Евангелие - потом причащаемся. Прежде Евангелие - потом Иисусова молитва. Но много ли читаем, и как читаем?
Это же очевидно, что непрестанное взывание к Богу, упование на Его милость во всём, в радости Благой Вести и святости спасения памятование имени Господа Иисуса - в краткой молитве, удобной всегда и везде, подменяется “особой практикой”. И далее, хвалимся не Евангелием и Иисусом Христом, а “особой молитвой” имени Его.
Свт. Иоанн Златоуст говорил: "Есть у нас духовные заклинания – имя Господа нашего Иисуса Христа"...
Да, это есть, как и есть много других весьма различных даров-благословений. Но приходят они по достижении полноты любви.
И если Бог даст раньше, то сначала приходит переживание полноты любви Святого Духа, а потом дары, одним из которых "духовное заклинание" имени Иисусова или креста. Это, своего рода, специфические откровения-благословения на использование силы Святого Духа.
В других случаях, сказано: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим".
Из доклада Архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 8−9 октября 2014 года).
"Не стоит забывать также о том, что великие отцы пустынники и великие богословы тáинственной жизни не прибегали к Иисусовой молитве, а, скорее, читали псалмы и Священное Писание".
"Главное, за чем должен следить бодрствующий монах, вне зависимости от того, занимает ли он свой ум односложной Иисусовой молитвой или другими ее видами, − это чувство предстояния перед Христом, о котором говорится в псалме): предзрех Господа предо мною (Пс. 15:8). Здесь нужно провести разделение между непрестанной молитвой или молитвословием, с одной стороны, и, с другой, − непрестанным памятованием о Боге, что и есть взыскуемый результат».
«Молебный вопль древних отцов, например, Боже, в помощь мою вонми, Господи помози ми потщися (Пс. 69:2) был избран не случайно, равно как и более позднее «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», потому что они выражают все переживания, которые может вместить в себя человеческая природа. Эти слова могут произноситься при любых обстоятельствах, подходя для отражения всякого искушения и для удовлетворения всякой нужды. Их нужно использовать и в трудностях, и во благовремении, чтобы соблюсти неизреченное и предохранить себя от гордыни".
Откуда же приходит молитвенный дух и что это такое?
Через веру во Христа Иисуса обретается Благая Весть (Бог, Божья милость, любовь, прощение грехов, спасение души, жизнь вечная). С этим приходит перемена мировоззрения, сознания, переоценка ценностей, покаяние.
Приходит первая молитва.
Далее, в мире познаём скорбь, а во Христе мир, и приходит необходимость непрестанной молитвы - из духа.
Переживание Благой Вести, образ которой Сам Господь Иисус, Его слово и дела, наполняет радостью, любовью, благодарением Бога. А переживание чаяния спасения, исповедания греха, упование на милость Божью, очищение - Страх Господень.
Радость Благой Вести и страх Господень - суть, благоговение и переживание Божьей святости. Это наше отношение к Богу, как результат познания Бога.
Если при обращении к Богу или воспоминании о Нём вы приходите в благоговение, то ваша молитва “в духе и истине”.
Если благоговение (переживание святости Бога) вас не покидает и вы в нём практически постоянно, то это и есть самодвижная молитва.
Иисусова молитва идеально ложится на сей дух.
Необязательно, в этом случае, её периодически повторять или следовать какому-нибудь правилу. Органически она произносится, как бы, по потребности Духа или для поддержания Духа - это обычно длительные интервалы, одна минута и более.
Но точно обратил внимание, свт. Феофан Затворник, что в благодати Иисусовой молитвою можно раздувать пламень Духа.
“Уканет наконец в сердце искра Божия – луч благодати. Его ничем не произведешь, он исходит прямо от Бога... Тогда можешь остаться с одною Иисусовою молитвою и ею раздувать молитвенную искру в пламень. Таков прямой путь”. (10, 190) свт. Феофан Затворник.
Благоговение в Святом Духе - это действие Святого Духа, как Духа Поклонения, которым поклоняемся Отцу “в духе и истине”. И не только Отцу, но и Сыну и Святому Духу.
Попросту говоря, если Бог для нас свят, то наше желание - принести Ему глубочайший поклон.
И не случайно в молитве «Отче наш» Господь Иисус в обращении к Богу прежде произносит: «да святится имя Твоё». То есть, поклонение Богу в молитве соотносится с переживанием Божьей святости.
Идентичное переживание - Псалом 102:
«Благослови душа моя Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его».
Конечно, необходимо иметь молитвенное правило с молитвой "Отче наш" и другими молитвами.
Но в духе - молитва всегда, от начала веры в Бога, побуждается молитвенным духом.
"А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились".
То есть через веру в Иисуса и эти слова Евангелия, веруем, что Отец Небесный принимает нас и наши молитвы - в этом заключается дар взывания "Авва Отче" - тот один талант, который должен иметь каждый христианин.
Комментарий автора: По мотивам Александра Грайцера "Об отношении к Библии".
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 813 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности