«Утешитель» – по-гречески Параклитос. Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении).
Consolación или Consuelo — женское имя собственное латинского происхождения в его испанском варианте. Оно происходит от латинского consolatio (утешение, ободрение), от consolor (утешение, утешение). Слово «параклет» происходит от греческого parakletos и означает «адвокат».
Слово «утешитель» перевод греческого слова parakletos, которое в Новом Завете имеет различные значения. Оно может описывать советника, вдохновителя, заступника, адвоката. Слово «Утешитель», перешедшее в русский перевод из славянского, избрано для передачи греческого слова параклитос, которое может означать также «Ходатай», «Защитник» (от глагола параклео – «призывать», «звать на помощь», «звать в свидетели», «приглашать», «утешать»). Греческое слово parakletos – «утешитель» - изначально использовалось, как юридический термин и относилось к человеку, который защищал подсудимого. Иногда оно означало: «личный консультант, наставник» - человек, который помогал решать житейские вопросы; а также: «репетитор» - человек, который помогает усвоить необходимые знания.
«И обратился я, Екклесиаст, - и увидел всякие угнетения,…а утешителя у них нет» - /Еккл.4.1/. Что все окружающие с пренебрежением относятся к ним и их бедствиям. Они плачут и нуждаются в утешении, но некому оказать им такую дружескую услугу: утешителя у них нет; их угнетатели сильны и угрожают им, поэтому утешителя у них нет; те, которые готовы утешить, не осмеливаются быть утешителями из страха вызвать недовольство угнетателей и стать их соучастниками. Печально видеть мало человечности среди людей. Маркс и Ленин захотели быть такими утешителями – прекратить всякое угнетение, дать власть рабочим и крестьянам, но слёз пролилось ещё более. Слёз и крови. Более того, нет у него утешителя, никто не посочувствует ему и не предложит что-либо для облегчения скорби. Подобно друзьям Иова, они не видят в этом пользы, ибо страдание его весьма велико, и в таком случае все они окажутся жалкими утешителями.
В неумелом исполнении своей миссии. Друзья пришли, чтобы утешить Иова, но принялись за дело очень неуклюже, не разобравшись в ситуации до конца: «жалкие утешители все вы!» - /Иов 16.2/. Ибо, вместо того чтобы облегчить страдания, вы усугубили их и сделали почти невыносимыми». Плохи дела пациента, когда ему предписывают ядовитые лекарства, а врачи его наихудшая болезнь. «Мастер жалкие-то слова, - пишет И.Гончаров, - говорить: так по сердцу точно ножом и режет».
«Самым интересным во всей этой ситуации было то, что пассажиры автобуса смотрели за происходящим с таким видом, словно это была сцена из фильма. Они, погрузившись в свои проблемы с головой, с откровенным равнодушием отнеслись к перепалке, возникшей между контролером и пожилым пассажиром». Кого же нужно было утешать? Когда у них равнодушие. Такое бывает и в церкви на собрание: одни смотрят как спектакль перепалку, другим хочется спать, а третьим уйти подальше от этого. Но вот вопрос: а где утешитель молитвы? А его как оказалось, нет. Некогда его призывать времени нет.
«Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху»- /Ис.30.1/.
Чувство вины толкает их в пожизненную долговую яму. Только утешитель мира сего может жить сразу с двумя женщинами по причине того, что ему просто жалко кого-то из них бросить. Самое смешное в том, что, даже решившись на расставание, он не сможет сделать это быстро. Он будет «медленно и мучительно тянуть из воспаленной десны испорченный зуб, под названием «Наша мертвая любовь», вместо того, чтобы сделать одно решительное движение и выдернуть все с корнем. Ему нравиться двойное христианство, где можно и похлопать и посмеяться. Это легче. Лёгкий путь, но без Христа. Церковь – это своего рода спектакль.
«Поношение сокрушило моё сердце, и я изнемог; жаждал сострадания, но нет его, - утешителей не нахожу» - /Пс.68.21/. Они все подвели его, как потоки воды летом. Это исполнилось во Христе, ибо во время страданий «все ученики оставили Его и сбежали». Мы не должны ожидать многого от людей, так как все они являются ничтожными утешителями, но можем ожидать многого от Бога, так как Он Отец милости и Бог всех утешений.
Отношение врагов к Давиду полно зложелательства. Как измученный преследованиями, он нуждается в сочувствии, ободрении и деятельной помощи, ему же вместо того дают при жажде «уксус», а при голоде – «желчь». Желчь – растение горького вкуса, похоже на полынь, уксус – одуряющий напиток кисловатый, уксусный, обладающий свойством притуплять на некоторое время сознание: Давиду дают то, что ослабляет его силы и делает его еще более беспомощным. Этот образ для характеристики отношений врагов Давида к последнему, нашел полное, фактическое осуществление на личности Христа, когда Ему на кресте «поднесли и желчь, и уксус» - /Мат. 27.34. 48/.
В расширенном переводе Библии очень хорошо растолковывается слово утешитель: В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «И Я умолю Отца, и Он даст вам Утешителя (Советника, Помощника, Ходатая, Адвоката, Защитника), который будет с вами вовек» - /Ин.14.16/. Слово «другой» означает, что теперь Дух Святой будет выполнять ту же миссию, что выполнял Сам Христос, будучи на земле. Господь по невероятному Своему человеколюбию всегда Сам стремится быть Утешителем людей. «Я, Я Сам — Утешитель ваш» - /Ис.51.12/, - говорил Он еще во времена Ветхого Завета. Он утешает тех, кто пребывает в страхе (а в страхе есть мучения), которые требуют утешения. Страх человеческий это сеть, и мы нуждаемся в утешении, чтобы сохранить себя от нее. Он утешает робких, ругая их, и это вполне подходящий способ утешения других или самих себя: «Почему ты огорчен и обеспокоен?». Бог, утешающий Свой народ, не хочет, чтобы они тревожили себя воображаемыми ужасами и страхами быть порицаемыми людьми, или беспокоились из-за угроз и возрастающей силы и мощи врагов, или боялись какого-либо зла, которое могут замыслить против нас и нашего народа. Он всегда хотел этих близких отношений, но понимали Его лишь единицы. Одним из таких людей был Давид, просивший: «Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня» /Пс.85.17/. Так же понял Его и Иов, чей пример жизни мы скоро будем разбирать. Когда ты слаб, без утешения невозможно принять настоящую дружескую помощь, выраженную в сердечной близости и понимании. Без такой близости любая помощь становится номинальной и даже где-то навязанной, а Господь не этого хочет.
Утешение Духа Святого иное, нежели утешение человеческое. Оно, в первую очередь, дает силы и способность справиться со всеми жизненными обстоятельствами и невзгодами, которые могут обрушиться на человека. А человеческое утешение, если им, конечно, не движет Божья любовь, зачастую сводится к пустым словам сочувствия, как с досадой сказал о своих «утешителях» Иов: «Слышал я много такого; жалкие утешители все вы. Будет ли конец ветреным словам?..» - /Иов.16.2.3/. Такое утешение является поверхностным, не сопереживающим и не сострадающим, как это делает настоящая любовь. Утешение без любви становится повинностью, как бы вменяясь друзьям в обязанность, из-за чего те становятся лицемерами, говорящими не сочувственные слова, а укоры под видом добрых советов. Однако Дух Святой не дает просто добрых советов. Он по-настоящему сопереживает и участвует в жизни человека, отчего такое утешение рождает в ответ желание совершенствоваться, ибо дает настоящие силы преодолевать и идти дальше.
В древнегреческом языке на месте русского слова «утешитель» стоит слово «параклетос», которое имеет более глубокий смысл, чем просто «утешитель». Прежде всего, оно означает того, кто может прийти на помощь, и причины, по которым он может это сделать, играют здесь немаловажную роль. Древние греки называли этим словом адвоката в сложных делах, свидетеля защиты, эксперта, дающего совет в трудном деле, или того, кто поддерживает упавших духом солдат в армии, ободряя их. Еще одно значение этого слова, хорошо передающее суть утешения, — это идущий рядом. Помимо этого в Библии много мест, где древнегреческое слово «параклетос» переведено на русский как заступник, ходатай, защитник, помощник. Давайте попробуем проникнуться всей глубиной этого качества Духа Святого, чтобы понять, почему первое, что нам так необходимо, — это познать Господа как своего личного Утешителя.
И Я (Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет... Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» - /Ин.14.16-17, 25-26/.
Как мы видим, «parakletos» переведен как «Защитник». Иисус не просит нас спекулировать текстом, что означает слово Защитник, но ясно говорит, что речь идет о помощи Святого Духа, которую дает нам Бог.
В настоящее время большинство библейских ученых согласны с тем, что перевод греческого слова «Parakletos» на «Утешитель» значительно сужает значение этого слова. Многие библейские ученые подчеркивают значение этого слова как «стоящий на защите» или «опекун», как в переводах ниже.
«Но Я говорю вам правду: вам лучше уйти, потому что, если Я не уйду, защитник не придет к вам, но если я уйду, я отправлю его к вам.
Но я говорю вам правду: для вас лучше, чтобы я ушел. Ибо если Я не уйду, Хранитель не придет, но если Я уйду, я отправлю его к вам» -/Иоан.16.7/.
Важно отметить, что эти различные переводы одного и того же слова в различных переводах Писания свидетельствуют о тезисе о том, что подразумевалось имя Духа (у евреев на иврите не было эквивалента слова «параклет», поэтому они написали их на иврите, и было бы странно, что греческое слово – это будто имя Бога).
Увы, утешение мирских людей ничтожно. Когда христианина постигает несчастье, многие предлагают ему лекарства. Немало христиан пострадало от чудодейственных эликсиров, которые заставляли их заснуть, многие попали в беду, поверив словам "мир, мир", когда никакого мира не было. Змея была принесена Клеопатре в корзине с цветами. И гибель человека часто прячется в красивых и ласковых словах. Но на утешение Святого Духа можно положиться: оно надежно. Если Он сказал слово, оно всегда истинно, если Он дал чашу утешения, то вы безбоязненно можете полностью испить ее и на дне не обнаружите горечи или чего-либо, что может погубить вас.
Более того, Святой Дух – деятельный Утешитель: Он утешает не словами, а делами. Некоторые утешают, говоря: «Идите, грейтесь и питайтесь», – но ничего не дают, чтобы помочь. Святой Дух же оказывает помощь, Он ходатайствует вместе с Иисусом. Он дает нам обещания и благодать и таким образом Он утешает нас. Он также всегда добивается успеха: Он никогда не берется за дело, которое не может довести до конца.
И, наконец, Он всегда рядом, поэтому, вам не нужно посылать за Ним. Ваш Бог всегда недалеко, и когда ты нуждаешься в утешении, то помни, что Слово близко к тебе, Оно в устах твоих, в сердце твоем. Святой Дух всегда рядом для благовременной помощи.
Мы поговорим об утешении. У некоторых людей сложилось весьма, превратное представление о действии Святого Духа. Одному, мне кажется, не совсем нормальному человеку взбрело в голову, что он должен проповедовать в церкви. Этот человек связался со служителем этой церкви и торжественно заявил, что Дух Святой открыл ему: он должен проповедовать именно в этой церкви. «Ну, что же, – ответил служитель, – видимо, я не должен подвергать сомнению ваше заявление об откровении, но коль скоро мне не было открыто, что я должен позволить вам проповедовать, вам придется подождать, пока это не произойдет». И не раз слышал, как фанатичные люди утверждали, что Святой Дух что-то открыл им. Надо признать, что это настоящая ложь. Святой Дух не открывает сейчас ничего нового. Он напоминает нам старое, «научит вас всему и напомнит вам все, что Христос говорил вам». Канон откровения закрыт, больше ничего не будет добавлено. Бог не дает нового откровения, Он обращает наше внимание на старое. Когда мы забываем его, и оно пылится в отдаленных уголках нашей памяти, Бог извлекает его на свет, смахивает с него пыль, но Он не дает нового откровения. Новые учения не появляются, но зато часто оживают старые. И не новыми откровениями, повторяю, Святой Дух утешает нас. Он делает это, повторяя уже известное. Он проливает новый свет на скрытые в Писании сокровища, отмыкает замки, за которыми долго хранилась истина, и ведет в потаенные комнаты, наполненные неизведанными богатствами. Он больше ничего не придумывает, потому что нам уже дано достаточно.
Отмечает, что нет универсального способа утешения, который подошел бы каждому утешаемому: – Иногда, чтобы утешить одного, достаточно проявить заботу и внимание, а чтобы утешить другого – важно помогать ему в обретении смысла дальнейшего жизненного пути. Это освоить и исполнить не хотим, а ищем чего-то нового, которое бы нам выгодно. А Христос говорит: «но будет говорить, что услышит» - /Иоан.16.13/ и при утешении от Святого Духа» - /Деян.9.31/.
Источники: Библия. Чарльз Сперджен - проповедник. Мэтью Генри – толкователь.
|